Познавательно - исследовательский проект: "Семена сажаем- урожай собираем"
ПРОЕКТ
«Семена сажаем-урожай собираем»
(в старшей группе)
Вид проекта: познавательный-исследовательский
«Семена сажаем-урожай собираем»
(в старшей группе)
Продолжительность: 14.03.2016-21.10.2016
Участники проекта: дети 5-6лет, родители, воспитатели.
Актуальность. Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Цель проекта: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи проекта:- расширить знания детей о культурных растениях.
- продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, огурцы, помидоры, цветы).
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.
- продолжать развивать наблюдательность.
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
развивать познавательные способности детей.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. Дети научатся правильно ухаживать за растениями.
4. У детей продолжит формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
5. В группе будет создан « Огород на подоконнике».
6. Дети зафиксируют свои наблюдения за ростом и развитием растений в дневниках наблюдений.
7. Родители примут активное участие в реализации проекта.
Этапы работы над проектом
Подготовительный:определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»;
составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (или этап реализации проекта):- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
- уход за растениями.
- наблюдение за ростом и развитием растений.
Заключительный:- подведение итогов.
- создание книги рассказов «что растет на моем окошке»
- выставка поделок из овощей и фруктов: «чудо-огород»
- итоговое развлечение «Праздник урожая».
За время реализации проекта, детей познакомили с художественной литературой: Е.Алябьева «Овощи»; А.Максимова «Посадили огород»; Г.Козырина «А у нас в саду порядок»; О.Емельянова «Что растет в огороде»; С. Виталий «Огород»; С. Сирена «Огород», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
Проведены беседы с детьми: «Что такое огород и что на нем растет»; Что такое «Огород на окне»; «Растения – это жизнь»; «Семена»; «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
С детьми были рассмотрены иллюстрации с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. Рассматривали различные семена.
В группе и на игровой площадке использовались дидактические игры: «Вершки и корешки»; «Чудесный мешочек»; «В саду ли в огороде»; «Ассоциации-растительный мир»; «Парные картинки».
Была проведена опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»; «Рост и развитие растений»; «Вода и росток»; «Солнце и росток»; «Проращивание семян».
Практическая деятельность и трудовые поручения: Отбор и посев семян, полив и уход за «огородом на окошке», заполнение дневников наблюдений.
Художественно-творческая деятельность: раскрашивание картинок «В огороде я расту»; изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов; рисование «Лук от всех недуг»; лепка «Овощи большие и маленькие»; аппликация «Зайки огород».
Итогом проекта стало мероприятие-развлечение «Праздник урожая» и творческая выставка поделок из овощей и фруктов «Чудо огород».
В ходе реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:
1.Дети познакомились с разнообразием овощных культур.
2.В группе был организован «Огород на окне».
3.У детей формируется интерес к исследовательской деятельности.
4.В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.
5.Дети стали внимательнее и бережнее относится к растениям.
6.Дети стали более уважительно относится к труду взрослых.
7.Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневниках наблюдений»
8.Создание книги рассказов «Что растёт на моем окошке».
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Задачи: познавательного направления: закрепить умения различать овощи по внешнему виду (форме, цвету), узнавать овощи в натуральном виде и на картинках, называя их;
речевого направления: расширять словарный запас по теме;
художественно-эстетического направления: закрепить певческие и двигательные умения и навыки.
физического направления: развивать ловкость, меткость в попадании мяча в цель;
социально-коммуникативного направления: развивать коммуникативные навыки и умения.
Оформление: поделки, рисунки на темы «Урожай», «Осень», чудо овощи различных форм, кленовые листочки, вырезанные из цветной бумаги на каждого ребенка, маленькие разноцветные мячики или пластмассовые шарики и корзинки, чисто вымытые картофелины, небольшой величины и детские ведерки, цветной мешок для конкурса «Что за овощ?», картинки с изображением овощей для конкурса «Загадки на грядке», призы на каждого ребенка.
У детей на голове ободки-маски с изображением овощей.
Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Румяные да улыбчивые! Все ль пришли, кто зван? Никто не опоздал? Пригласили мы вас сегодня хороводы водить, веселиться, играть, праздник отмечать. А вот какой праздник, вы должны угадать.
Урожай созревает,
Листья опадают,
Идут дожди,
Птицы улетают.
Когда это бывает?
Пусты поля,
Мокнет земля.
Дождь поливает
Когда это бывает?
Верно, осень. Быстро промчалось лето, как один день промелькнуло. И вот уж осень на пороге.
(Входит девушка в костюме Осени).
Осень. Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Торопилась я к вам на праздник. Ветер северный мне за погонщика был. Дождик-изморозь - за попутчика. Пестрая, дождливая, листопадная - вот какая я!
Ведущий. Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла? (Е. Благинина)
Осень (в руках кисть рябины, орехи на блюдце, в корзине муляжи грибов).
Вот рябины кисти.
Вот орехи спелые.
Вот грибы вам белые.
Еще и подосиновики.
Сыроежки синенькие.
А еще тяжелые бронзовые желуди.
Мой букет красив и ярок.
Принесла я вам в подарок Солнца теплого лучи,
Разноцветные мячи,
Шелестящий листопад
И веселый самокат.
(Г. Сапгир)
Ведущий. Спасибо, Осень, за подарки.
Осень. Есть у меня для вас и праздники. Самый большой осенний праздник - это сбор урожая. Убирают осенью все, что весной сеяли и сажали: и хлеб, и овощи разные. Осень.
Я попала в огород.
Овощей тут хоровод.
Расскажите-ка, ребятки.
Что растет у вас на грядках?
Устроим аттракцион - овощной аукцион. Надо называть овощи, какие вы только знаете. Вы подбегаете ко мне, называете любой овощ, берете у меня из рук цветной мячик (шарик) и бросаете в корзину.
Конкурс «Овощной аукцион».
Ведущий. А умеете ли вы собирать урожай? Сейчас мы посмотрим. (Выбор участников). Ваша задача с закрытыми глазами собрать урожай картошки вот в эти лукошки (Раздача детских ведерок).
Конкурс «Собери урожай».Весь собрали урожай.
Ты попробуй, сосчитай –
Вот картошка, вот морковка.
Репку выдернули ловко.
Свеклу и чеснок, и лук
Собирали десять рук.
Овощам осенним – здрасьте,
Ну-ка все в корзинку влезьте.
Урожай, урожай
Не ленись-ка – собирай!
Какие трудолюбивые ребята! Давайте подсчитаем сколько картошек собрали
участники. (Подсчет количества картошки, собранное каждым участником).
Осень. Потрудились вы на славу. Ну, а песни об урожае вы знаете? Давайте хором споем песню «Урожай собирай!» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).
И поете вы славно!
Конкурс «Что за овощ?»
(С закрытыми глазами должен определить по форме, по запаху, по вкусу овощ).
Осень. Все праздники на Руси сопровождались хороводами. Любили на Руси водить хороводы, петь да плясать. И мы сейчас с вами давайте встанем в хоровод и станцуем, и споем «Огородную – хороводную»! Беритесь за руки. Петь мы будем про овощи.
(Хоровод движется по кругу).
Есть у нас огород
Там (овощ, например, репка) растет.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Ты, (овощ – «репка») спеши
И немного попляши.
А потом не зевай
И в корзину полезай
(Ребята, на голове у которых ободок в центре пляшут. Остальные хлопают в ладоши. Затем игра продолжается по этой песне, меняется лишь название овощей.)
Ведущий. Молодцы, ребятушки! Рассаживайтесь на свои места. Сейчас наша гостья Осень будет вам загадывать загадки про овощи, а вы должны отгадать и найти картинку этого овоща.
Конкурс «Загадки на грядках».
Прощание Осени. Дорогие ребята! Мне было очень интересно на празднике. Вы очень порадовали меня и наших гостей. В этом году у всех нас немало осенних забот и радостей. Желаю вам теплых осенних денечков. Ну, а если вдруг небо нахмурится, наступит ненастье осеннее - не страшно: ведь рядом с вами веселые и верные друзья. (Награждение детей) До свидания, ребята! До следующего года!
(Осень уходит).
- продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, огурцы, помидоры, цветы).
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.
- продолжать развивать наблюдательность.
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
развивать познавательные способности детей.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. Дети научатся правильно ухаживать за растениями.
4. У детей продолжит формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
5. В группе будет создан « Огород на подоконнике».
6. Дети зафиксируют свои наблюдения за ростом и развитием растений в дневниках наблюдений.
7. Родители примут активное участие в реализации проекта.
Этапы работы над проектом
Подготовительный:определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»;
составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (или этап реализации проекта):- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
- уход за растениями.
- наблюдение за ростом и развитием растений.
Заключительный:- подведение итогов.
- создание книги рассказов «что растет на моем окошке»
- выставка поделок из овощей и фруктов: «чудо-огород»
- итоговое развлечение «Праздник урожая».
За время реализации проекта, детей познакомили с художественной литературой: Е.Алябьева «Овощи»; А.Максимова «Посадили огород»; Г.Козырина «А у нас в саду порядок»; О.Емельянова «Что растет в огороде»; С. Виталий «Огород»; С. Сирена «Огород», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
Проведены беседы с детьми: «Что такое огород и что на нем растет»; Что такое «Огород на окне»; «Растения – это жизнь»; «Семена»; «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
С детьми были рассмотрены иллюстрации с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. Рассматривали различные семена.
В группе и на игровой площадке использовались дидактические игры: «Вершки и корешки»; «Чудесный мешочек»; «В саду ли в огороде»; «Ассоциации-растительный мир»; «Парные картинки».
Была проведена опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»; «Рост и развитие растений»; «Вода и росток»; «Солнце и росток»; «Проращивание семян».
Практическая деятельность и трудовые поручения: Отбор и посев семян, полив и уход за «огородом на окошке», заполнение дневников наблюдений.
Художественно-творческая деятельность: раскрашивание картинок «В огороде я расту»; изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов; рисование «Лук от всех недуг»; лепка «Овощи большие и маленькие»; аппликация «Зайки огород».
Итогом проекта стало мероприятие-развлечение «Праздник урожая» и творческая выставка поделок из овощей и фруктов «Чудо огород».
В ходе реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:
1.Дети познакомились с разнообразием овощных культур.
2.В группе был организован «Огород на окне».
3.У детей формируется интерес к исследовательской деятельности.
4.В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.
5.Дети стали внимательнее и бережнее относится к растениям.
6.Дети стали более уважительно относится к труду взрослых.
7.Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневниках наблюдений»
8.Создание книги рассказов «Что растёт на моем окошке».
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
(фото отчет огород на окошке дома)
Сценарий развлечения в старшей группе "Праздник урожая"
Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы у детей.Задачи: познавательного направления: закрепить умения различать овощи по внешнему виду (форме, цвету), узнавать овощи в натуральном виде и на картинках, называя их;
речевого направления: расширять словарный запас по теме;
художественно-эстетического направления: закрепить певческие и двигательные умения и навыки.
физического направления: развивать ловкость, меткость в попадании мяча в цель;
социально-коммуникативного направления: развивать коммуникативные навыки и умения.
Оформление: поделки, рисунки на темы «Урожай», «Осень», чудо овощи различных форм, кленовые листочки, вырезанные из цветной бумаги на каждого ребенка, маленькие разноцветные мячики или пластмассовые шарики и корзинки, чисто вымытые картофелины, небольшой величины и детские ведерки, цветной мешок для конкурса «Что за овощ?», картинки с изображением овощей для конкурса «Загадки на грядке», призы на каждого ребенка.
У детей на голове ободки-маски с изображением овощей.
Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Румяные да улыбчивые! Все ль пришли, кто зван? Никто не опоздал? Пригласили мы вас сегодня хороводы водить, веселиться, играть, праздник отмечать. А вот какой праздник, вы должны угадать.
Урожай созревает,
Листья опадают,
Идут дожди,
Птицы улетают.
Когда это бывает?
Пусты поля,
Мокнет земля.
Дождь поливает
Когда это бывает?
Верно, осень. Быстро промчалось лето, как один день промелькнуло. И вот уж осень на пороге.
(Входит девушка в костюме Осени).
Осень. Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Торопилась я к вам на праздник. Ветер северный мне за погонщика был. Дождик-изморозь - за попутчика. Пестрая, дождливая, листопадная - вот какая я!
Ведущий. Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла? (Е. Благинина)
Осень (в руках кисть рябины, орехи на блюдце, в корзине муляжи грибов).
Вот рябины кисти.
Вот орехи спелые.
Вот грибы вам белые.
Еще и подосиновики.
Сыроежки синенькие.
А еще тяжелые бронзовые желуди.
Мой букет красив и ярок.
Принесла я вам в подарок Солнца теплого лучи,
Разноцветные мячи,
Шелестящий листопад
И веселый самокат.
(Г. Сапгир)
Ведущий. Спасибо, Осень, за подарки.
Осень. Есть у меня для вас и праздники. Самый большой осенний праздник - это сбор урожая. Убирают осенью все, что весной сеяли и сажали: и хлеб, и овощи разные. Осень.
Я попала в огород.
Овощей тут хоровод.
Расскажите-ка, ребятки.
Что растет у вас на грядках?
Устроим аттракцион - овощной аукцион. Надо называть овощи, какие вы только знаете. Вы подбегаете ко мне, называете любой овощ, берете у меня из рук цветной мячик (шарик) и бросаете в корзину.
Конкурс «Овощной аукцион».
Ведущий. А умеете ли вы собирать урожай? Сейчас мы посмотрим. (Выбор участников). Ваша задача с закрытыми глазами собрать урожай картошки вот в эти лукошки (Раздача детских ведерок).
Конкурс «Собери урожай».Весь собрали урожай.
Ты попробуй, сосчитай –
Вот картошка, вот морковка.
Репку выдернули ловко.
Свеклу и чеснок, и лук
Собирали десять рук.
Овощам осенним – здрасьте,
Ну-ка все в корзинку влезьте.
Урожай, урожай
Не ленись-ка – собирай!
Какие трудолюбивые ребята! Давайте подсчитаем сколько картошек собрали
участники. (Подсчет количества картошки, собранное каждым участником).
Осень. Потрудились вы на славу. Ну, а песни об урожае вы знаете? Давайте хором споем песню «Урожай собирай!» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).
И поете вы славно!
Конкурс «Что за овощ?»
(С закрытыми глазами должен определить по форме, по запаху, по вкусу овощ).
Осень. Все праздники на Руси сопровождались хороводами. Любили на Руси водить хороводы, петь да плясать. И мы сейчас с вами давайте встанем в хоровод и станцуем, и споем «Огородную – хороводную»! Беритесь за руки. Петь мы будем про овощи.
(Хоровод движется по кругу).
Есть у нас огород
Там (овощ, например, репка) растет.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Ты, (овощ – «репка») спеши
И немного попляши.
А потом не зевай
И в корзину полезай
(Ребята, на голове у которых ободок в центре пляшут. Остальные хлопают в ладоши. Затем игра продолжается по этой песне, меняется лишь название овощей.)
Ведущий. Молодцы, ребятушки! Рассаживайтесь на свои места. Сейчас наша гостья Осень будет вам загадывать загадки про овощи, а вы должны отгадать и найти картинку этого овоща.
Конкурс «Загадки на грядках».
Прощание Осени. Дорогие ребята! Мне было очень интересно на празднике. Вы очень порадовали меня и наших гостей. В этом году у всех нас немало осенних забот и радостей. Желаю вам теплых осенних денечков. Ну, а если вдруг небо нахмурится, наступит ненастье осеннее - не страшно: ведь рядом с вами веселые и верные друзья. (Награждение детей) До свидания, ребята! До следующего года!
(Осень уходит).
Комментарии
Отправить комментарий