Социально-педагогический проект по ПДД "Мы по улице шагаем"


Проект
«Мы по улице шагаем»
(средний дошкольный возраст)

Вид проекта: социально-педагогический по безопасности дорожного движения.

Срок реализации: 3 месяца

Участники проекта: воспитатель, дети 4 – 5 лет, родители.

Актуальность: Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах.

Проблема: Соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. Поэтому, в группе был разработан проект «Мы по улице шагаем».

Цель проекта:
· Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения, привести их к осознанию необходимости соблюдения этих правил.
· Прививать элементарные практические навыки безопасного поведения на городских улицах в качестве пешеходов для сохранения жизни и здоровья себе и окружающих.
· Привлекать к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта:
Ø знакомство детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
Ø формирование представления о назначении светофора и его сигналах;
Ø умение детей предвидеть опасное событие, умение, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
Ø развитие осторожности, внимательности, самостоятельности, ответственности и осмотрительности на дороге;
Ø стимулирование познавательной активности, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Ø способствование развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
Ø развитие связной речи.
Ø воспитание навыка личной безопасности и чувство самосохранения.

Предполагаемые результаты:
1. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
2. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
3. Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге.
4. Ребёнок из пассивного объекта превратиться в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.

За время реализации проекта, детей познакомили с художественной литературой:
А. Л. Барто «Грузовик», С. Михалков «Дядя Стёпа-милиционер», Сказка о правилах дорожного движения «История про грузовичок», С. Маршак «Мяч».
Проведены беседы с детьми:«Что такое дорога», «Для чего нужен светофор», «Азбука дороги», «Для чего нужна пешеходная зебра», «Дорожные знаки», «Дорожно-транспортные происшествия», «Инспектор ДПС»

С детьми были рассмотрены альбомы и иллюстрации по теме проекта. Ежедневно на прогулке проводились подвижные игры, с целью формирования знаний детей о правилах дорожного движения. В группе и на игровой площадке использовались дидактические игры:
«Правила дорожного движения», «Собери светофор», Домино «Транспорт», «Угадай транспорт», «Четвёртый лишний», «Собери знак».
Была проведена работа с родителями: анкетирование (выявление уровня понимания родителями дошкольников важности знания правил поведения на проезжей части), консультации, рекомендации.
Был объявлен творческий конкурс «Самый необычный светофор». Организованна встреча с сотрудником ГИБДД. Итогом проекта стало мероприятие-развлечение «В стране дорожных знаков» и создание видеофильма «Маленький пешеход».

Вывод:Использование в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и методов, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.


Приложение


Анкета для родителей по ПДД.

1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения?
2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая:
— беседы с ребенком;
— чтение детской литературы по данной теме;
— практические навыки поведения на дороге;
— углубленное изучение Правил дорожного движения.
3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:
— используете жизненный опыт;
— смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;
— на основе рекомендаций педагога.

4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:
— достаточно часто;
— редко;
— никогда.

5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома?

6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:
— организация выставки литературы по данной теме;
— проведение лекториев для родителей;
— встречи с инспектором ГАИ;
— проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.) ; — размещение информации в уголке для родителей;
— индивидуальные беседы;
— родительские собрания по данной теме.

Дидактические игры

«Угадай, какой знак?»

Цели:
Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.

2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

«Водители»

Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.
Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки.
Ход игры:
Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

«Путешествие на машинах»
Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.
Материал: Игровое поле, фишки.
Ход игры:
На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.

«Дорожная азбука»
Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.
Материал: Карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки.
Ход игры:
Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор.


Правила дорожного движения. Памятка для родителей.

Ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения еще задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому очень важно, чтобы сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни правил дорожного движения.
В детском саду ведется активная работа по изучению с детьми правил дорожного движения. Но только родители свои личным примером, оценкой поведения смогут перевести эти правила в норму поведения ребенка. Предложенные ниже рекомендации рассматривают типичные дорожные ситуации, на которые необходимо постоянно обращать внимание детей.
Главная опасность — стоящий автомобиль!
Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
Умейте предвидеть скрытую опасность!
Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
И у светофора можно встретить опасность.
Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.
«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.
На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, , прислушаться — и только тогда переходить улицу.
Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!
Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад — прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
На улице крепко держите ребенка за руку!
Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо.
Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.
Арки и выезды из дворов — места скрытой опасности!
В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины.
Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
Помните!
Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения




РАЗВЛЕЧЕНИЕ «В СТРАНЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»

Цель: повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные знаки. Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения.

Ведущий: Ребята мы живём с вами в красивом городе с широкими улицами, по которым движется много легковых и грузовых автомобилей, автобусов. И никто никому не мешает. Это потому, что есть строгие правила для водителей автомобилей и пешеходов. О них мы сегодня и поговорим. И у нас на празднике сегодня гость (Входит инспектор ДПС).
Инспектор ДПС: Здравствуйте, ребята! А вы знаете кто я? Я инспектор ДПС. Я слежу за порядком на дорогах, за соблюдением правил дорожного движения, чтобы на дорогах не происходили автомобильные аварии.
Вам часто приходится переходить дорогу, идёте в магазин или в детский сад. Чтобы переходить дорогу надо знать правила дорожного движения?
ДЕТИ: да
Инспектор ДПС: А вы знаете правила дорожного движения?
Ведущий: Вот сегодня мы и посмотрим, как наши ребята знают правила дорожного движения.
Нам сейчас ребята расскажут, как нужно переходить дорогу.
1 ребёнок:
На дороге - множество правил,
Кто, где едет, куда как идти.
Их придумали, чтоб аварий.
Не случилось с тобой в пути.
2 ребёнок:
Дорогу так перехожу
Сначала влево погляжу
И, если нет машины,
Иду до середины.
3 ребёнок:
Потом смотрю внимательно
Направо обязательно
И, если нет движения,
Шагаю без сомнения.
Вос-ль: - Ребята, посмотрите, кто- то по почте нам прислал письмо. Интересно, от кого? Да какое оно большое и яркое. Так, кому? (в детский сад «СЕМИЦВЕТИК», для средней группы). От кого? (от Машеньки и Медведя)
«Милые, ребятки. Очень просим вас рассказать нам правила дорожного движения. Ждите, скоро будем».
Ведущий: Ну, а пока, мы ждём гостей поиграем с вами.
Игра «Прокати машину между кеглями»
Ведущий: Что- то задерживаются наши гости. Как бы с ними чего-нибудь не случилось, ведь они не знают правила дорожного движения (заходят Маша и Медведь, у Маши рука перебинтована).
Маша - Ой, ой, ой! Ой, ой, ой! Как больно! Чуть не задавили. А, ты, Мишка, куда смотрел?
Ведущий: Что с вами случилось?
Медведь: Дорогу мы переходили, машина чуть её не сбила.
Ведущий: Как же вы переходили через дорогу?
Маша- Шла я, волосы чесала
И вдруг расчёску потеряла
Наклонилась поискать
Тут меня машина - хвать!
Ведущий: Машенька, ну, разве можно идти по дороге и чесать волосы? Ребята, как вы думаете, правильно вела себя Маша? (Нет)
Ну, что, Машенька и Мишенька, я вижу, что вы и на самом деле не знаете правила дорожного движения.
Ребята, расскажем нашим гостям про правила дорожного движения?
Ведущий: Скажите мне, кто самый главный помощник на дороге? (Светофор)
Маша: Светофор, светофор. Это что, дерево, что ли такое?
Медведь: Нет, Машенька, это такой столб с фонариками, а на нём огни разные горят. Красиво!
Ведущий: Да, красиво, только светофор не для красоты ставят.
Маша: А для чего?
Ведущий: Вот, послушайте, ребята вам расскажут про светофор.
Ребёнок.
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда.
Подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
1 реб.
Если цвет зажёгся красный.
Значит двигаться опасно.
2 реб.
Жёлтый свет- предупрежденье
Жди сигнала для движенья.
3 реб.
Свет зелёный говорит
«Пешеходам путь открыт!»
4 реб.
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Медведь: Вот это да! Сразу все и не запомнишь.
Ведущий: А чтобы легче было запомнить сигналы светофора, поиграем в
игру «Светофор»
Я буду поочерёдно поднимать красные, жёлтые, зелёные кружочки. Когда я подниму красный кружок - вы стоите, жёлтый- шагаете на месте, если подниму зелёный- шагаете по всему залу.
Ведущий: Машенька и Мишенька, а наши ребятки знают ещё и песенку про светофор.
(Исполняется песня «про светофор»)
Маша: Ой, что- то мне так поиграть захотелось. Ух, ты, мячик. Мишка, давай поиграем!
Медведь: Давай!
Ведущий: Вы, что, собираетесь играть на проезжей части?
Медведь: Ой, можно подумать нельзя играть на дороге.
ДЕТИ: (НЕТ)
Медведь: А почему нельзя? (ответы детей) А где же тогда можно играть?
Дети: На спортивных площадках, на детских площадках, на участке детского сада.
Маша: Ну, ладно, на дороге мы играть не будем.
Ведущий: Вот, видите, на проезжей части играть нельзя, а только на специально отведённых для этого местах.
Маша: Какие ребята молодцы! Всё знают. А нам дядя полицейский задавал вопросы про правила дорожного движения, а мы с Мишкой думали- думали, гадали- гадали и ни на один вопрос не ответили. Может ребята ответят:
Инспектор ДПС:
Как называется дорога для пешеходов? (тротуар)
Для чего нужен пешеходный переход? (Чтобы перейти дорогу)
Что нужно делать на красный сигнал светофора? (Стоять)
Что нужно делать на желтый сигнал светофора? (приготовиться)
Что нужно делать на зелёный сигнал светофора? (переходить дорогу)
Какие автомобили могут ехать на любой сигнал светофора?
Где нужно ждать автобус? (на остановке)
Как нужно вести себя в общественном транспорте? (не кричать, не бегать, не высовывать голову из окна, не разговаривать с водителем)
Где можно играть детям?
Почему нельзя играть на проезжей части?
Маша: Какие вы молодцы. На все вопросы ответили.
Ведущий: Ребята, давайте докажем нашим гостям, что мы всё знаем.
Мы сейчас поиграем в игру, а вы- Маша и Миша- старайтесь запоминайте.
ИГРА «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!»
Кто из вас идёт вперёд
Только там где переход? (ответ)
Кто летит вперёд так скоро
Что не видит светофора? (молчание)
Кто из вас идя домой
Держит путь по мостовой (молчание)
Знает кто что красный свет
Это значит- хода нет? (ответ)
Ведущий: А сейчас немного поиграем «Перевези пассажиров»
Маша: А вот я уверена, что дорожные знаки вы не знаете, потому что даже я их не знаю и Мишка не знает.
Медведь: Маша, я не знаю, сладкие они или соленые эти дорожные знаки, а может быть медовые?
Ведущий: Да не сладкие они и не соленые, потому что их не едят. Дорожные знаки стоят на дорогах и подсказывают водителям и пешеходам как нужно действовать.
Сейчас ребята расскажут вам про дорожные знаки.
Знак «Пешеходный переход»
По полоскам чёрно- белым
Человек шагает смело
Знает: там, где он идёт
Пешеходный переход.
Знак «Надземный пешеходный переход»
Как дорогу перейти,
Если нет по ней пути?
Мы над ней найдём проход
Вот надземный переход.
Знак «Дети»:
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Знак «Движение пешеходов запрещено»:
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»
Знак «Пункт первой медицинской помощи»:
Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечится дальше, скажут.
Знак «Место остановки автобуса»:
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Знак «Подземный пешеходный переход»
Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
Знак «Движение запрещено»:
Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!»
Медведь: Ой, как интересно. Их очень много. Нам столько знаков не запомнить.
Ведущий: А чтобы вы их запомнили, мы с ребятами подарим вам эти дорожные знаки.
Маша: Ура! Как здорово! Спасибо вам, ребята. Теперь мы с Мишенькой выучим все дорожные знаки и все правила дорожного движения и никогда их не будем нарушать.
Медведь: Машенька, а давай прямо сейчас и начнём. До свидания ребята! (уходят)
Инспектор ДПС: МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый человек, никто не должен нарушать их. Вы тоже не нарушайте правила дорожного движения, тогда не будет несчастных случаев на дороге, и вы вырастите здоровыми, умными и счастливыми. (Вручение подарков под музыку.) До свидания.


































Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

День знаний