Познавательный проект "В гостях у сказки"
Познавательный проект:
«В гостях у сказки»
в старшей группе
Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед.
ВИД ПРОЕКТА:
Краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
01.06.2016 – 23.08.2016г.
ЦЕЛЬ:
Ø приобщать детей к высокохудожественной литературе;
Ø формировать у них запас литературных художественных впечатлений;
Ø прививать интерес к театральной деятельности;
Ø раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
ЗАДАЧИ:
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный) ; совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
ГИПОТЕЗА:
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:
Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. Человек заболели немыслимой ранее болезнью – интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10-15 лет назад…
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Огромной любовью пользуется у детей сказка.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети должны:
- проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
- знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
- знать различные виды театров и уметь показывать их;
- уметь использовать различные средства выразительности;
- уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями, и с педагогами ДОУ. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки? » через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
Распределение задач между педагогами ДОУ.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала.
Положение предметно-развивающей среды.
Основной этап
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей, педагогов ДОУ. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», книг «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение мастер-класса, викторины «Ах, уж эти сказки! ».
При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.
По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Заключительный этап
Подведение итогов. Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.
Награждение грамотами и сладкими призами.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Беседы с детьми, их родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом».
2. Просмотры НОД с целью знакомства с опытом работы педагогов.
3. Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских) .
4. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
5. Пересказ прочитанных произведений.
6. Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками.
7. Лепка героев и сюжетов сказок.
8. Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок.
9. Инсценировки сказок, игры-драматизации.
10. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок.
11. Придумывание загадок, составление творческих рассказов и сказок.
12. Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.
13. Викторина «Ах, уж эти сказки! ».
14. Конкурс «Книга своими руками».
15. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.
16. Использование сказок в режимных моментах, на занятиях.
17. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
18. Конкурс книжных уголков «Моя домашняя библиотека».
19. Создание книги «Мы читаем».
20. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
21. Оформление уголка для родителей, размещение рекомендаций и консультаций по работе с детьми над проектом.
23. Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствии с возрастом).
24. Музыкальное развлечение совместно с родителями «Волшебный мир книги».
РЕЗУЛЬТАТ:
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.
Музыкальное развлечение совместно с родителями
«Волшебный мир книги»
Цель: расширять представления родителей о роли книг в воспитании и всестороннем развитии ребёнка.Задачи:
оказывать родителям информационную помощь и стимулировать их самообразование;
прививать навыки читательской культуры;
привлечь родителей к совместному чтению;
развивать творческие способности;
воспитывать бережное отношение к книге;
Форма проведения: тематическая встреча с элементами игрового практикума.
Подготовка: провести и сделать анализ анкетирования; подготовить видеоролик и аудиозапись) с детьми.
Материал: музыкальный фон, детская книга, игровой модуль-куб, мяч, портреты поэтов и писателей; листы с изображением героев сказок;
буклеты с информацией.
План проведения:
1. Упражнение «Выбери дистанцию»
2. Результаты анкетирования
3. Литературная викторина для родителей
4. Музыкальная страница для родителей и детей
5. Игра с мячом
6. Показ видеоролика «Что говорят ваши дети»
7. Игра «Отгадай автора»
8. Игра «Путаница»
9. Игра «Угадай сказку»
10. Музыкальная страница «Угадай мелодию»
11. Вручаются буклеты «Волшебный мир книги»
Ход мероприятия:
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли
на эту встречу. Сегодня поведём разговор о книге, её ценности для каждого человека.
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы ни одной.
У меня слоны, жирафы-
Звери все до одного. И бизоны и удавы,
А у папы никого!
У меня в пустыне дикой нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет?
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой его осудить,
Ну а слабый - его защитить! Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать,
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
А.Лесных
Тема нашей встречи – «Волшебный мир книги»
Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: какое место в семейном воспитании ребёнка принадлежит книге?
1. Упражнение «Выбери дистанцию»
Сегодня символ обсуждаемой темы – детская книга (кладёт её на куб в центре группы)
Задание родителям: Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует
вашу близость или отдалённость по отношению к теме встречи. А затем одной фразой
объясните выбранное вами расстояние.
(родители выполняют задание)
А сейчас я приглашаю вас принять участие в мини-дискуссии «Роль книги в семейном воспитании»? Существует два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга – средство развлечения и забавы; другие – что книга это полезное занятие для всестороннего воспитания ребёнка.
2. Результаты анкетирования.
Чтобы нам сегодня было легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи давайте проведём небольшую разминку.
3. Литературная страница для родителей.
Необходимо продолжить стихотворенье и назвать автора:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
(С. Есенин «Берёза»)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя
(А. Пушкин «Зимний вечер»)
... Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Некрасов Н. из поэмы «Красный нос»)
Необходимо правильно ответить:
Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)
Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)
Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? (ребята давайте жить дружно!)
Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
Где девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (на берегу реки, под яблоней, в печке)
Что болело у бегемотиков? (Животики)
Кем был мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)
Название какого изделия из камня стало названием сборника сказок Павла Бажова?
(Малахитова шкатулка)
Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)
Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их:
«Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде»
«Золото добывают из земли, а знания – из книги»
«Книгу читаешь – на крыльях летаешь»
«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»
«Испокон века книга растит человека»
«Прочёл новую книгу – встретился с другом»
«Ум без книги, как птица без крыльев»
«Хлеб питает тело, а книга – разум»
Нужно отгадать эпизод из сказки, прослушав мелодию
(показ презентации с эпизодами из разных сказок)
5. Игра с мячом
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько забот по дому, что совсем не остаётся времени на своё чадо. И всё же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребёнком.
Как Вы думаете, зачем читать детям? (ответы родителей)
6. Показ видеоролика «Что говорят ваши дети»
Посмотрите и послушайте, что говорят ваши дети? (показ видеоролика)
Есть ли у тебя дома книги? Назови какие
Любишь ли ты когда тебе читают?
Кто тебе читает книги?
Читают ли тебе сказку на ночь?
Какая сказка (рассказ) тебе больше нравиться всего?
Помните, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи. При этом мы взрослые должны умело подбирать литературу для чтения:
Предлагать ребёнку только качественную литературу.
Завести ритуал вечернего чтения и читать ребёнку понемногу каждый вечер.
Обсуждать содержание прочитанного с ребёнком.
Учить пользоваться цитатами из прочитанного текста.
Разыгрывать с ребёнком сценки из прочитанного текста.
7. Игра «Отгадай автора»
У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будет представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно назвать их фамилии. (С.Я. Маршак, С.В. Михалков, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский и др.)
8. Игра «Путаница»
Родителям раздаются листочки с заданием исправить ошибки в стихотворениях.
Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)
Идёт медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, ох доска кончается,
Сейчас я упаду» (Бычок)
Жил старик со своей женою
У самого синего моря. (Старухой)
Плутовка к дереву
На цыпочках подходит,
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит. (Вороны)
9. Игра «Угадай сказку»
На листах представлены предметы, герои, по которым родители должны догадаться, что это за сказка:
Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»
Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»
Теремок, мышка, поле, заяц – «Теремок»
Корзина, девочка, пироги – «Маша и медведь»
Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха – царица «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
Петушок, курочка, зёрнышко – «Петушок и бобовое зёрнышко»
Варежка, дерево, снег – «Рукавичка»
Лиса, курочка, скалка, собака – «Лиса и скалочка»
10. Музыкальная страничка «Угадай мелодию»
Звучит песня, нужно отгадать из какой сказки песня.
11. Вручается буклет «Волшебный мир книги» каждому родителю, в котором есть памятка по воспитанию активного читателя.
Заключительное слово воспитателя
Работа с книгой богато и разнообразна как по форме, так и по его содержанию. Долг каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребёнка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребёнок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно понимать, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова:
С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать»
12. Проект решения тематической встречи:
Принимать активное участие в изготовлении книг своими руками, их починке.
Организовывать семейное чтение по интересам детей.
Принимать активное участие в жизни детского сада.
Комментарии
Отправить комментарий