Творческий проект "Волшебные квадратики"
Творческий проект:
«Волшебные квадратики»
в старшей группе
воспитатели, логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.
ТИП ПРОЕКТА: групповой, творческий.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
18.01.2016 – 23.05.2016г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Именно в дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. Я работаю с детьми с общим недоразвитием речи, этот диагноз предполагает нарушение всех компонентов языковой системы, кроме того у детей нарушена моторика. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В.А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.
Оригами:
- развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
- концентрацию внимания,
- стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
- совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
- способствует созданию игровых ситуаций - драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей.
Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.
Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
Меня, учителя-логопеда группы, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и конструктивной деятельности. Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно использовать практически во всех образовательных областях: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка и т.д.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами;
2. Учить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами для использования в театральной деятельности;
3. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами;
4. Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
5. создать благоприятные условия для самостоятельной конструктивной и театрализованной деятельности;
6. Использовать поделки оригами в самостоятельных играх детей, в постановке спектакля, в настольном театре;
7. Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
В проекте выделены три этапа:
Первый - подготовительный
Содержание подготовительного этапа
1. Просмотр презентации "Откуда появилась бумага
2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами
3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте»
4. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами»
5.Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.
6.Оформление материала в родительском уголке на тему «Воскресные дни с родителями или как организовать досуг ребенка».
7. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности
Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста
8. Мастер-класс с родителями: «Волшебная сказка «Оригами».
Второй этап – основной.
1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
2. Знакомство с техникой изготовления оригами
3. Сотрудничество с детской библиотекой в помощи с методической литературой.
4. Занятия по конструированию из бумаги (оригами):
Базовая форма «квадрат»,«двойной квадрат»,«книжка», «дверь»,«дом»,
«треугольник»,«блин»,«воздушный змей»,«бомбочка»,«рыба»,«катамаран»,
«лягушка»,«птица»
И производные от этих форм поделки.
1. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» (знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;
2. Для сюжетно-ролевых игр: кулечки, кошельки Игра «найди такой же» на закрепление математических
3. Создание коллекции: «Бумага, разновидности бумаги».
4. Совместное изготовление поделок в технике «Оригами» для настольного театра
5. Показ настольного театра «Три медведя», «Три поросенка», «Котенок по имени Гав» для детей второй младшей группы.
Третий этап – итоговый.
Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Предполагаемые результаты:
- уметь пользоваться пооперационной картой и применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
- знать специальные термины и условные обозначения и уметь применять их при изготовлении поделки;
- знать базовые формы, как основу поделки;
- знать геометрических понятия (угол, сторона, диагональ, середина, угол и т.д.);
- уметь ориентироваться на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному;
- знать математические отношения: цвет, форма, размер;
- точные движения пальцев;
- развитие связной речи;
- выразительность речи, речевое общение между детьми;
- уметь анализировать;
- аккуратно выполнять работу.
РЕСУРСЫ:
Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок), использование мультимедиа.
Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.
Мастер-класс с родителями:
«Волшебная сказка «Оригами»
в старшей группе
Цель: раскрыть значение конструктивной деятельности в развитии ребенка. Задачи:
Ø Учить создавать фигуры в технике оригами.
Ø Побуждать использовать оригами для развития детского творчества.
Ø Укреплять сотрудничество между родителями, педагогом и детьми.
Ø Формировать положительные эмоции.
Форма – проведения: мастер – класс
Участники: родители, дети, педагоги средства реализации: ИКТ, загадки, схемы, фломастеры, квадратные листы бумаги разного цвета, макет с домиком «Теремок», карточки с заданием, мелодия «В мире животных», музыкальный руководитель, аудиозапись пальчиковой гимнастики.
Ход мастер-класса: Воспитатель приветствует родителей, оглашает тему мастер -класса и коротко рассказывает об истории техники «Оригами», и ее влиянии на развитие ребенка.
I часть Лекция «Оригами как средство развития мелкой моторики» «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок» Сухомлинский В.А. Ребёнок уже в дошкольном детстве должен овладеть значительным запасом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память и мышление должны приобретать произвольность, управляемость. В школе ребёнок должен будет длительное время сидеть за партой, соблюдать определённую позу, держать определённым образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребёнка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук, но и четкого согласования движений руки и глаз. Работа по развитию мелкой моторики включает в себя: - массаж рук; - пальчиковые игры; - различные виды театра; - игры с природным материалом; - изобразительная деятельность; - оригами. Подробнее остановимся с вами на последнем пункте. Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ - искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. В переводе с японского оригами означает – «сложенная бумага». Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны из бумаги. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и дети. Наряду с детскими конструкторами - это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне развивающее вашего ребёнка. Не перечислить всех достоинств оригами в жизни ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки – привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематическое занятие с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
II часть Презентация для родителей «Руками ваших детей рождается сказка»
III часть - Сегодня мы с вами окунемся в мир сказки. Изготовим несколько сказочных героев, и немного поменяем сюжет всем известной сказки «Теремок». На столах лежит все необходимое оборудование: схемы, фломастеры, квадратные листы бумаги (заготовки), задание.
IV часть Работа в группах. Для начала разомнем с вами наши пальчики: Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана") Родители приступают к изготовлению животных: лиса, заяц, волк. Модель медведя изготовили ребята заранее. Руководители групп активно участвуют в работе. Звучит спокойная музыка.
V часть Подведение итогов, оформление работ в общий коллаж. На доске висят макеты с изображением полянки и Теремка (5 шт.). Родители совместно с детьми оформляют сказку. Теремок Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Бежит мимо зайчик. Увидел теремок, остановился и спрашивает: – Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Никто не отзывается. Вошел в теремок и стал там жить. (На первый макет приклеивают зайчика) Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: – А кто в теремочке живёт? – Я, зайчик -побегайчик. – А ты кто? – А я лисичка-сестричка. – Иди ко мне жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они там жить. (На второй макет приклеивают зайчика и лису) Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает: – Кто в теремочке живёт? – Я, зайчик - побегайчик. – Я, лисичка-сестричка. – А ты кто? – А я волчок - серый бочок. – Иди к нам жить! Волк влез в теремок. Стали они втроем жить. Вот они в теремке живут, песни поют. (На третий макет приклеивают зайца, лису, волка) Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: – Кто в теремочке живёт? – Я, зайчик - побегайчик. – Я, лисичка-сестричка. – Я, волчок - серый бочок. – А ты кто? – А я медведь косолапый. – Иди к нам жить! Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не может влезть и говорит: – А я лучше у вас на крыше жить буду. – Да ты нас раздавишь! – Не-е, не раздавлю. – Ну, тогда полезай! (На четвертый макет приклеивают зайца, лису, волка, медведя) Полез медведь на крышу и только уселся – трах-тарарах! – затрещал теремок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок – все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего построили!
Комментарии
Отправить комментарий